Монография

Главная
Статьи
Монографии
Диссертация
Линки

Словарь

Назад

 

1.     АСИММЕТРИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ – социологическая характеристика соотношения взаимодействующих культур, предполагающая существенное различие их исходных позиций в социальной системе. Классическая ситуация межкультурного взаимодействия предполагает разделенность контрагентов в социальном пространстве и соотнесенность их через контакт соответствующих им социальных субъектов (цивилизаций, этносов, групп, личностей). Такое взаимодействие происходит в реальном социальном времени и, т.о., характеризуется совпадением социальной и собственно культурной сторон. В ситуации А.Р. взаимодействие культур на уровне социальных процессов дополняется интериоризированным взаимодействием, происходящим на уровне сознания социального субъекта одной из них. Исходной матрицей социального знания выступает одна культура, тогда как вторая «накладывается» на нее в результате сознательного личностного выбора субъекта, что связано с процессом его вторичной социализации. А.Р. характеризует отношения и взаимодействие светской культуры и религии в обществе современного типа, которое сформировано и репрезентируется светской культурой по преимуществу.

 

2.    «БОЛЬШАЯ СИСТЕМА» – слабо структурированная система, «система с плохой структурой» (У. Росс Эшби). К типичным «большим системам» относится культура, которая, с одной стороны, характеризуется «диффузностью», а с другой стороны, «элементы которой характеризуются достаточно определенными внутренними и внешними связями» (Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.– М., 1983.– С. 60). Данное свойство Б.С. объясняется с точки зрения ядерно-сферического подхода, предполагающего иерархическую дифференциацию системы по степени ее структурированности (упорядоченности ее элементов). В контексте данного подхода система теоретически моделируется как структура, состоящая из двух концентрических сфер: ядерной, концентрирующей в себе принципы порядка и механизмы их обеспечения (см. ядро системы), и периферийной, в большей или меньшей степени испытывающей структурирующее влияние ядерной сферы (см. периферия системы). 

3.     АССИМИЛЯЦИЯ – разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая поглощение одной из культур своего контрагента. А. предполагает своеобразный неравноправный культурный синтез, при котором целостная смысловая структура одной из культур-контрагентов, объективно «не вмещаясь» в категории другой, распадается на отдельные грани и фрагменты, которые переосмысливаются в ключе последней (так, православные иконы, выключенные из контекста религиозной жизни и ассимилированные светской культурой, обретают чисто эстетическую либо историческую ценность). Таким образом, происходит дальнейшая и все более полная редукция ассимилируемой культурной системы к множеству психологических, культурных и социальных реликтов, которые могут сохраняться в контексте ассимилирующей культуры в таком диссоциированном состоянии очень долго, но эмерджентные свойства, делавшие их совокупность исходной культурой, необратимо теряются.

 

4.    АТТРАКТОР – совокупность внутренних и внешних условий, способствующих «выбору» самоорганизующейся системой одного из вариантов устойчивого развития; идеальное конечное состояние, к которому стремится система в своем развитии. Пространство внутри аттрактора, в котором каждая частица (система), туда попавшая, постепенно смещается в заданном направлении, называют «зоной аттрактора». В синергетической методологии различают простые и странные аттракторы. При состояниях системы, определяемых  простым аттрактором, траектория развития системы является предсказуемой. При состояниях системы, определяемых странным аттрактором, «становится невозможным определить положение частиц (их поведение) в каждый данный момент, хотя мы и уверены, что они находятся в зоне аттрактора. Фазовый портрет странного аттрактора –  это не точка и не предельный цикл… а некоторая область, по которой происходят случайные блуждания» (Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика.– Белгород, 2000.– С. 147). В.П. Бранский связывает понятие простого аттрактора с состоянием предельной иерархизации системы, а понятие странного аттрактора – с состоянием ее предельной деиерархизации.

 

5.    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЕ – контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и результате которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга. В соответствии с характером этого влияния определяется тип В.М. В соответствии с имеющимися в современной социологии культуры и антропологии теоретическими разработками можно выделить следующие типы В.М.: активный обмен (диалог в значении 2); интеграция (синтез); взаимоизоляция; взаимодополнение; перманентный конфликт; параллелизм в развитии. Интеграция культур, в свою очередь, предполагает три варианта, различающиеся по степени равноправности контрагентов: конвергенцию, инкорпорацию и ассимиляцию.

 

6.    ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЕ тип межкультурного взаимодействия, Социально-когнитивная система каждой из взаимодействующих культур занимает в общей системе социального знания свою «нишу», интерпретируя строго определенные аспекты социальной реальности; их ядерные структуры, сохраняя самобытность и автономию, подвергаются известной специализации, образуя своего рода «симбиоз». В социальном плане предполагает комбинацию слияния субъектов взаимодействующих культур с выделением «крайних» групп, уклоняющихся в ту или другую культуру, что связано со стилевой и, в частности, профессиональной специализацией этих групп.

 

7.    ВЗАИМОИЗОЛЯЦИЯ – тип межкультурного взаимодействия, при котором каждая из взаимодействующих культур занимает в отношении культуры-контрагента позицию «гетто». В социально-когнитивном плане данный принцип взаимодействия означает гласное или негласное разграничение сфер социального знания, предполагающее различные барьеры и табу в сферах возможного диалога и ведущее к нарастанию взаимного эзотеризма. В социальном плане предполагает отчетливое разделение  субъектов по признаку культурной принадлежности.

 

8.    ДИАЛОГ КУЛЬТУР 1) ситуация столкновения принципиально несводимых друг к другу «культур мышления, различных форм разумения» (Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры.– М., 1998); 2) разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая активный обмен содержанием культур-контрагентов при сохранении ими своей самобытности. В социально-когнитивном отношении Д.К. предполагает широкий спектр вопросов, в основном второстепенного характера, по которым в границах каждой культуры активно изучается «мнение» культуры-контрагента, ищутся и вырабатываются собственные параллели и аналоги; обмен идет на уровне периферийных интерпретаций, не затрагивая ядерных когнитивных структур культур-контрагентов, которые сохраняют свою структуру и содержание. В социальном плане предполагает наличие более или менее широких «промежуточных» слоев, относимых к субъектам как той, так и другой культуры.

 

9.    ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии – теоретико-методологический принцип, в соответствии с которым проблема «религия – общество» сводится в своих основах к проблеме соотношения и взаимодействия культур, репрезентирующих ту и другое (см. диалог культур в значении 1). Д.П. предполагает анализ различных аспектов социолого-религиоведческой проблематики с учетом специфики «образа мысли» людей – субъектов религиозных отношений, которая применительно к современному обществу определяется, гл. обр., религиозно-светской культурной альтернативой.

 

10. ДИССИПАЦИЯ – процесс обмена системы со средой веществом, энергией и информацией, представляющий собой «переструктурирование чужого в свое и рассеивание лишнего» (Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная синергетика.– Белгород, 2000.–  С. 148). Диссипативные процессы характеризуют открытые нелинейные системы, где преобладают процессы размывания, рассеивания неоднородностей. При этом диссипативные процессы «ведут не к равновесию, но к формированию диссипативных структур, тождественных процессам, которые из-за взаимной компенсации приводят к равновесию» (Пригожин И.Р. Переоткрытие времени // Вопросы философии.– 1989.–  № 3.–  С. 11). 

 

11. ЖИЗНЕННЫЙ МИР – понятие философии Э. Гуссерля, заимствованное социологией феноменологического направления в лице А. Шютца. В исходном философском контексте Ж.М. определялся как «действительно наглядный, действительно испытуемый и доступный опыту мир, в котором практически разыгрывается вся наша жизнь», который «остается как он есть в его собственной сущностной структуре, в его собственном конкретном стиле причинности неизменным, что бы мы безыскусно или в порядке искусства ни делали» (Husserl E. Die Krisis der europaishen Wiessenchaften und die transzendentale Phanomenology. Hamburg, 1977. S. 54). Э. Гуссерль выделяет три иерархические разновидности «жизненного  мира»: 1) т.н. «особенный мир», который образуется в русле ведущей целевой установки (интенции) человеческого сознания; 2) «жизненный мир» как основание всех «особенных миров» и 3) «жизненный мир» как совокупность этого основания и всех порожденных им «особенных миров».

 

12. ЗНАЧЕНИЕ – смысловой коррелят релевантного для социального субъекта момента объективной реальности. З. представляет собой элементарную структурную частицу социального знания. Отдельное значение имеет смысл и, следовательно, реально существует только в более широком когнитивном контексте. Совокупность значений, объединенных общим смысловым контекстом, образует социально-когнитивную структуру (концептуализацию).

 

13. ИДЕАЛ – «предельное представление, получающееся в результате идеализации реального или воображаемого объекта» (Бранский В.П. Искусство и философия.– Калининград, 2000.– С. 247). Содержание И. определяют «коренные, т.е. предельно устойчивые интересы» социального субъекта (Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение.– М., 2000.– С. 9).                                                                                                                                          Социально-культурный И. может быть представлен в качестве особой, интегративной социально-когнитивной структуры, содержащей квинтэссенцию социального знания и выступающей его системообразующим фактором. Анализ И. в данном контексте предполагает три уровня: уровень мировосприятия (базисного мифа), уровень паттернов рациональности мышления и уровень конкретных представлений, ценностей и императивов.

 

14. «ИДЕАЛЬНЫЙ РЕСУРС» – характеристика культуры в контексте межкультурного взаимодействия, определяющая «стратегические» возможности диалога, которыми располагает каждая из взаимодействующих культур. Его суть заключается в том, насколько внутренний семантический горизонт культур-контрагентов позволяет им «вместить» содержание друг друга.  Это зависит от специфики религиозного сакрального отношения религии и историко-культурной специфики взаимодействующей с ней версии светской культуры. И.Р. религиозной культуры является переменной характеристикой и определяется спецификой ее сакрального отношения. И.Р. светской культуры представляется нам константной и может быть определена как индифферентность к содержанию религиозных представлений, поскольку светская культура не располагает возможностью адекватного суждения о сфере сверхъестественных реалий.

 

15. ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП – понятие социологической теории М. Вебера, обозначающее теоретическую конструкцию (понятие или систему понятий), представляющую определенный аспект социальной реальности в его индивидуальном своеобразии, логической непротиворечивости и рациональной правильности. И.Т. конструируется искусственно, «путем «мысленного доведения» определенных элементов «до их полного выражения», посредством соединения множества «дискретно и диффузно» существующих единичных явлений в «едином образе», где они достигают «предела» своей логической взаимосогласованности. Идеально-типическая конструкция отвечает на вопрос, каким был бы социальный процесс и фактические обстоятельства его протекания, если бы они целиком и полностью отвечали своему принципу (правилу), своей логически непротиворечивой схеме» (Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю.Н. и др.– М., 1990.– С. 110).

 

16. ИДЕАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – одно из ключевых понятий социально-культурной динамики П.А. Сорокина, обозначающее культурную систему, для которой в качестве приоритетной реальности выступает сверхъестественное. И.К. фактически является синонимом религиозной культуры, развившейся до масштабов социально-культурной суперсистемы.

 

17. ИДЕОЛОГИЯ – «система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших общественных групп» (Ядов В.А. Идеология // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В, Осипова.– М., 1995.–  С. 207). Неотъемлемым свойством И. считается присутствие в ее содержании большей или меньшей доли ложных, иллюзорных представлений, неадекватно отображающих объективную социальную действительность. И. фактически является «учением об идеале» и способах реализации этого идеала (Бранский В.П. Искусство и философия.– Калининград, 2000.– С. 243, 252).  К. Манхейм выделяет понятия «частичной» (партикулярной) и «тотальной» идеологии. Под «частичной» идеологией им понимаются определенные «идеи» и «представления» того или иного социального субъекта, которые представляются более или менее осознанным искажением действительных фактов, подлинное воспроизведение которых не соответствует его интересам. «Здесь речь может идти о целой шкале определений – от сознательной лжи до полуосознанного инстинктивного сокрытия истины, от обмана до самообмана». Понятие «тотальной» идеологии означает «своеобразие и характер всей структуры сознания» эпохи или конкретной исторической или социальной группы (например, класса). Если первая ограничивается содержанием отдельных мыслей, то вторая предполагает определенную систему мыслей, определенный вид переживания и интерпретации, «где с социальным бытием субъекта соотносят не только содержание и аспект его мышления, но и форму этого мышления, в коечном итоге, весь его категориальный аппарат» (Манхейм К. Диагноз нашего времени.–  М., 1994.– С. 56-58).

18. ИМПЕРАТИВ – структура социального знания, выступающая непосредственным проводником от сознания субъекта к социальному действию (поведению).

 

19.  ИНКОРПОРАЦИЯ – разновидность межкультурного взаимодействия, относящегося к типу синтеза. И. предполагает включение одной культурной системы в другую в качестве «субкультуры». В когнитивном плане означает легитимизацию соответствующей версии социального знания на правах «особого случая»; в социальном плане предполагает относительную автономию субъекта последней в рамках субъекта «материнской» культуры.

 

20. ИНТЕГРАЛЬНАЯ (ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ) КУЛЬТУРА – одно из ключевых понятий социально-культурной динамики П.А. Сорокина, обозначающее культурную систему, приоритетной реальностью («реальностью-ценностью») для которой является «неопределенное многообразие» бытия, «которое имеет сверхчувственные, рациональные и чувственные формы, неотделимые одна от другой» (Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени.– М., 1997.–  С. 27). И.К. гармонично соединяет в единое целое религиозную и светскую культуру.

 

21.  ИНТЕГРАЦИЯ – тип межкультурного взаимодействия, предполагающий равноправный или неравноправный синтез культур-контрагентов. Включает три основных варианта (по убыванию паритета): конвергенцию, инкорпорацию и ассимиляцию.

 

22. ИНТЕНСИВНОСТЬ КОНТАКТА – коммуникативная характеристика характеристика межкультурного взаимодействия. И.К. определяется частотой их прямых или косвенных, явных или скрытых, частных или глобальных столкновений. характеризует то внимание и усилия, которое социальные субъекты взаимодействующих культур произвольно или непроизвольно уделяют улаживанию возникающих на культурной почве конфликтов и «шероховатостей». В когнитивном плане характеристика И.К. определяется степенью общности предметно-объектного поля – «жизненного мира» социальных субъектов взаимодействующих культур и соотносится со степенью сравнительной релевантности общих для взаимодействующих культур социальных реалий.

 

23.  КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ПОСТМОДЕРН – ситуация неконтролируемого распада «несущих» идеациональных образований культуры вследствие внутреннего кризиса в сочетании с культурной агрессией извне. В отличие от «естественного» постмодерна, характеризуется преобладанием в культуре деструктивных процессов над конструктивными. Ситуация К.П. характерна для России 90 – начала 2000-х годов.

 

24. КОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ  «процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования» (Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире.– Белгород, 2001.– С. 133). К.С. создает предпосылки взаимодействия межкультурного, устанавливая ситуацию контакта культурного.

 

25.  КОНВЕРГЕНЦИЯ – разновидность межкультурного взаимодействия, относящегося к типу синтеза; предполагает постепенное слияние культурных систем в качественно новое целое. В когнитивном плане означает диалог на уровне ядерных когнитивных структур и их уподобление друг другу вплоть до полного отождествления; в социальном плане предполагает фактическое слияние субъектов этих культур.

 

26. КОНТАКТ КУЛЬТУРНЫЙ – предварительное условие взаимодействия  межкультурного, предполагающее устойчивое соприкосновение в социальном пространстве двух или более культур, по меньшей мере одна из которых является репрезентативной. К.К. является необходимым, но недостаточным условием для взаимодействия культур. Инициация взаимодействия предполагает достаточно высокую степень тесноты и интенсивности К.К.

 

27. КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ – социально-когнитивные структуры различного масштаба и сложности, служащие для субъекта идеальным планом, с помощью которого он ориентируется в объективном мире. Концептуализация выступает в качестве основной структурной единицы социального знания. Социально-когнитивные концептуализации  различаются как по масштабу (охват реалий «жизненного мира») и сложности (наличие нескольких подуровней, образованных более «частными» структурами), так и по своей функционально-содержательной специфике. В соответствии с доминирующей смысловой интенцией, можно выделить три функциональных разновидности К.: когнитивное представление, ценность и императив.

 

28. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС – характеристика культуры в контексте межкультурного взаимодействия, определяющая «тактические» возможности диалога, которыми располагают культуры-контрагенты. Каков бы ни был идеальный ресурс культур-контрагентов, их социальные субъекты способны адекватно воспринять и понять идеи и верования друг друга лишь постольку, поскольку реально владеют «инструментами» такого восприятия и понимания. В качестве таких «инструментов» выступает объективное знание о другой культуре и понимание свойственного ей мировосприятия, а предпосылкой их полноценного использования – непредвзятое, толерантное и уважительное отношение к ней.

 

29. КУЛЬТУРА – «совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм поведения и деятельности, обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира» (Флиер А.Я. Культура / Культурология. ХХ век. Словарь.–  СПб., 1997.– С. 203). К. является чрезвычайно сложным, разноплановым и многоаспектным феноменом. Среди основных измерений К. можно выделить социально-когнитивное (социальное знание), материальное (артефакты), технологическое (способы взаимодействия со средой), деятельностное (непосредственная реализация этих способов), семиотическое (знаково-символические системы) и др. К., прежде всего «в лице» своего социально-когнитивного измерения, выступает условием и важнейшей компонентой социальности, с которой она связана по принципу «бесшовного соединения» (Tenbruck F.H. Repräsentative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / Hrsg. von H. Haferkamp. – Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. – S. 50). Одним из важнейших свойств К. является системность; в качестве системы К. характеризуется свойствами «большой системы», открытостью, диссипативностью и самоорганизацией.

 

30. ЛЕГИТИМАЦИИ – социально-когнитивные структуры (концептуализации), связывающие ядро социального знания с его периферией; характеризуются особой значимостью в системе социального знания. Термин Л. в единственном числе зачастую используется в значении легитимизации когнитивной (см.).

 

31. ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ КОГНИТИВНАЯ – соотнесение чего-либо «с ценностями, которым оно должно служить» (Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ.– М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1996.– С. 126); процесс санкционирования социальных реалий и соответствующих им социально-когнитивных значений посредством легитимаций.

 

32. МЕНТАЛИТЕТ КУЛЬТУРНЫЙ – содержание общественного сознания и общественной психологии, характерное для данной конкретной культуры. Одним из важнейших модусов М.К. выступает социальное знание.

 

33. МИРСКАЯ КУЛЬТУРА – одна из основных разновидностей формы существования культуры. На уровне своего когнитивного измерения (социального знания) М.К., взятая как идеальный тип, характеризуется слабой структурированностью – то есть не имеет имманентной ядерной структуры, интегрирующей ее как системное целое. Соответственно, на уровне социального знания М.К. будет характеризоваться как достаточно аморфная совокупность некоторых значений, объединенных в сознании социального субъекта преимущественно «механически» и способных функционировать автономно, без какой-либо религиозной или другой легитимизации.

 

34. МИРСКОЕ – одна из культурных универсалий; понятие, противоположное священному, используемое для обозначения обычного, повседневного, главным образом эмпирического бытия. М. предполагает полную автономию от священного содержания, «очищенность от всякого религиозного подтекста» (Элиаде М. Священное и мирское.–  М., 1994.–  С. 23).

 

35. МОДЕРН – социально-культурная ситуация, для которой характерны конструктивизм как искусственное создание культурных «метадискурсов» человеческого социального бытия; унификация символов и реалий «жизненного мира», основанная на строгом монизме, формализации и однозначности их социально-когнитивных интерпретаций; «расколдовывание мира»; «объективизация» действительности, понимаемая как воплощение в реальном социальном пространстве и времени разнообразных идеальных «проектов»; субъективность, в смысле культа человеческого разума и рациональности как последней инстанции истины и ценностей.

 

36. МОДЕРНИЗМ – философская, мировоззренческая, научная и художественная практика, основанная на ключевых принципах модерна (см.). М. может рассматриваться как идеология модерна.

 

37. МОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД в социологии религии –парадигмальная установка, согласно которой научный социологический взгляд на мир «по умолчанию» основывается на монополии светского мировоззрения, принимаемого за абсолютную и незыблемую (и потому почти нерефлектируемую) систему отсчета. М.П. предполагает проекцию религиозных феноменов на светскую мировоззренческую плоскость и их редукцию к светским аналогиям. Это значит, что научное видение реалий религиозного сознания и поведения ограничивается тенденциозным углом зрения, не позволяющим исследователю непосредственно воспринимать сами эти реалии «как они есть». В границах данной парадигмы исследователю оказываются доступны лишь их виртуальные проекции, преломленные под углом зрения существенно иной мировоззренческой системы. Издержки, которые неизбежно сопутствуют такому исследовательскому подходу – потеря значительной части научной информации ввиду фактической взаимной иррелевантности содержания и структуры религиозного и светского «жизненных миров», а также опасность соскальзывания исследователя в идеологические крайности, такие как «научный атеизм» и его антипод, который можно назвать наивным теологизмом. Противоположность М.П. представляет развиваемый нами диалогический подход в социологии религии (см.).

 

38. МУЛЬТИВЕРСУМ КОГНИТИВНЫЙ – система знания социального, охватывающая весь «жизненный мир» субъекта. Одна из двух основных разновидностей социально-когнитивной системы, характеризующаяся полицентризмом, мозаичностью, относительностью и условностью иерархии смысловых значений и текучестью связей между ними. Противоположен универсуму когнитивному (см.).

 

39. ОТКРЫТОСТЬ системы – одна из ключевых характеристик нелинейных самоорганизующихся систем, означающая такое их свойство, при котором система имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. В идеале такой обмен может осуществляться в любой точке системы, а не только через фиксированные каналы. Второе свойство идеальной открытой системы – возможность управления всеми ресурсами системы из любой ее точки. На практике системы демонстрируют целую гамму переходных состояний: от полной открытости до полной изоляции.

 

40. ПАРАЛЛЕЛИЗМ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУР – особая разновидность межкультурного взаимодействия. Предполагает изначальное отсутствие каких-либо точек пересечения «жизненных миров» различных культур, в силу чего их когнитивные системы развиваются каждая сама по себе. В социальном плане также предполагает изначальную разделенность субъектов – носителей данных культур во времени и в пространстве. Данный вариант в строгом смысле слова не является взаимодействием как таковым.

 

41. ПЕРИФЕРИЯ СИСТЕМЫ – в контексте ядерно-сферического подхода та часть системного целого, которая  является «оболочкой» ядра системы, опосредующей взаимоотношения между ним и средой.  Периферийную сферу образуют те элементы системы, которые испытывают на себе лишь частичное (временное, фрагментарное) организующее и упорядочивающее воздействие со стороны системного ядра. По сравнению с ядерной структурой, периферия характеризуется относительным хаосом, но по сравнению с внешней по отношению к системе средой ей свойственна относительная упорядоченность. Применительно к социальному знанию в качестве П.С. выступает повседневное (обыденное) знание и его специализированные производные (подуниверсумы).

 

42. ПЕРМАНЕНТНЫЙ КОНФЛИКТ – тип межкультурного взаимодействия, который характеризуется как деструктивная форма последнего, предполагающая «войну на уничтожение». Высокая степень активности сторон сочетается здесь с их максимальной закрытостью и выраженной отрицательной комплиментарностью в отношении друг друга – настолько, что ключевые проявления одной культуры-контрагента воспринимаются другой как антикультура, как угроза существованию ее собственного культурного космоса. В социально-когнитивном плане П.К. означает «войну легитимаций» за периферийное пространство; интерпретации одной культуры стремятся полностью вытеснить интерпретации другой как несовместимые с истиной, подлинными ценностями и т.д.; в социальном плане предполагает отчетливое разделение субъектов с выраженной взаимной сегрегацией. Ситуация П.К. возникает, когда взаимодействующие культуры характеризуются субъективной  установкой агрессии, т.е. сочетанием закрытости и активности (см. установка на взаимодействие субъективная).

 

43. ПОВСЕДНЕВНОЕ (ОБЫДЕННОЕ) ЗНАНИЕ основа социального знания. Для П.З. характерна рецептурность, ситуативность, оно отображает совокупность «непосредственных» социальных фактов и действий, не предполагая сколько-нибудь глубоких, выходящих за их пределы обобщений. В структурном отношении П.З., как следует из его содержания, не образует системы, но представляет собой конгломерат автономных и слабо связанных друг с другом «конечных областей значений», соответствующих различным сферам социально релевантной действительности, обеспечивающее функционирование социальной системы на бытовом, обыденном уровне. П.З. «не является лишь фрагментарным, хотя и ограничено преимущественно определенными участками этого мира, а также часто непоследовательно и представляет все степени ясности и отчетливости, начиная с глубокого понимания, или, в терминах Джемса, «знания о», до ознакомительного знания, или простой осведомленности, и кончая слепой верой в вещи, которые принимаются как само собой разумеющееся» (Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.– М., 1994.– С. 485)

 

44. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ – базисная сфера реальности «жизненного мира». Сфера повседневности «выступает конечной областью значений обыденного языка и культурной символики» (Смирнова Н. Классическая парадигма социального знания и опыт феноменологической альтернативы // Общественные науки и современность.– 1995.– № 4.– С. 133). П. опирается, главным образом, на традиционную форму социальной рациональности, не требующую легитимации.

 

45. ПОСТМОДЕРН – социально-культурная ситуация, характеризующаяся принципиальной сменой ряда ключевых параметров, характерных для культурной парадигмы модерна. Для П. свойственны, в частности, деконструкция, проявляющаяся в фальсификации и ниспровержении любых «метадискурсов» – т.е. в конечном счете любых обобщающих и интегрирующих социальное знание структур значений, результатом чего является прогрессирующий распад культурного целого; многозначность символов и реалий «жизненного мира», плюрализм их интерпретаций; нарастание эзотеризма – т.н. «новая непрозрачность» («новая непросматриваемость», «новые потемки»); «виртуализация» действительности, понимаемая как субъективное придание реалиям «жизненного мира» свойств пространственной инверсии, временной обратимости и произвольности их структурообразующих параметров; элиминация субъекта, в основе которой лежит «массовизация» сознания, приводящая к подмене личности индивидуальностью и, в конечном итоге, к растворению человеческой индивидуальности в безличном «коллективном», «бессознательном», «трансцендентном» и т.п. П. рассматривается нами как завершающая стадия культурной секуляризации, в которую вступает современное общество.

 

46. ПОСТМОДЕРНИЗМ – философская, мировоззренческая, научная и художественная практика, основанная на ключевых принципах постмодерна (см.). П. представляет собой своеобразную идеологию постмодерна.

 

47. ПРАВОСЛАВИЕ – христианская конфессия, представляющая собой восточную ветвь религиозной традиции христианской Церкви. П., принятое на Руси в качестве государственной религии в 988 г. св. князем Владимиром, внесло особый вклад в становление и развитие русской культуры и государственности.

 

48. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ когнитивноеразновидность социально-когнитивной структуры (концептуализации). Содержание П. составляет «собственно когнитивное» отображение объективных связей и отношений между различными аспектами действительности и вытекает преимущественно из «естественного», объективного, обусловленного предметной практикой соотношения вещей. Социально-когнитивные структуры такого типа представляют собой «знание» в узком значении этого слова.

 

49. ПРИОРИТЕТНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – часть социальной реальности, связанная с основными ценностями социального субъекта и обладающая в свете социального знания наибольшей степенью релевантности. В соответствии с теорией социокультурной динамики П.А. Сорокина, в качестве П.Р. идеациональной культуре соответствует сверхчувственная и сверхразумная реальность религиозного опыта, чувственной (сензитивной) культуре – реальность эмпирического опыта, идеалистической (интегральной) культуре – в равной степени все «неопределенное многообразие» сфер реальности.

 

50. РЕЛЕВАНТНОСТЬ – характеристика различных сфер и аспектов «жизненного мира» социального субъекта, обусловленная степенью рефлексивного внимания последнего к ним; соответствует сравнительной актуальности, важности тех или иных реалий «жизненного мира» с точки зрения интересов данного субъекта. А. Шютц выделяет несколько зон, или доменов, «жизненного мира», различающихся по степени релевантности. В его интерпретации эта картина представляется следующим образом: первичная релевантность – сектор мира, в котором могут быть реализованы наши жизненные проекты; вторая – сфера «инструментов» для реализации наших проектов и планов; третья – зона, в настоящий момент не связанная с нашими интересами, но могущая воздействовать на первую и вторую неожиданными изменениями и рисками; четвертая – зона абсолютной иррелевантности, никак не затрагивающая наших интересов.

 

51. РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА – культурная система, возникшая и развившаяся под определяющим влиянием той или иной религии (конфессии) и «обслуживающая» сакральное отношение последней. Идеальный тип Р.К. характеризуется в структурном отношении строго иерархической (пирамидальной) архитектоникой, а в содержательном отношении сложным двухуровневым строением, предполагающим сочетание «сверхчувственного» и «чувственного» социально-когнитивного содержания.

 

52. РЕЛИГИОЗНЫЙ ПОДЪЕМ («религиозное возрождение», «религиозный ренессанс», «религиозный бум») эмпирически фиксируемое социальное настроение, характеризующееся значительным возрастанием интереса к религии, симпатии и доверия к религиозным институтам и связанных с религией социальных ожиданий в массовом сознании. 

 

53. РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ КУЛЬТУРА – культура в состоянии активного «социального оборота», реально воспроизводящая (репрезентирующая) жизнедеятельность того или иного социума. Содержание Р.К. образуют «все верования, представления, мировоззрения, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение, поскольку они либо активно разделяются людьми, либо пользуются пассивным признанием» (Tenbruck F.H. Repräsentative Kultur // Sozialstruktur und Kultur / Hrsg. von H. Haferkamp. – Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1990. – S. 29.). Р.К. представляет «генеральное определение ситуации нашей жизни» (Л.Г. Ионин. Социология культуры.– М., 1996.–  С. 76). Стержень и квинтэссенцию Р.К. образует социальное знание.

 

54. САКРАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ квинтэссенция идеального содержания культуры, характерное для религиозных культур и светских культур модернистского («идеократического») типа. Религиозное С.О. «раскрывает сущность религии и указывает на то, каким образом, посредством каких ориентаций верующий представляет себе особенности своих взаимоотношений с высшим сакральным началом, определяющим его существование и направляющим всю его жизнедеятельность» (Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. Часть 1.– М., 1999.–   С. 163).

 

55. САМООРГАНИЗАЦИЯ – способность сложных систем к спонтанному упорядочению своей внутренней структуры. С. в системах возможна лишь при наличии достаточно большого количества взаимодействующих элементов, поведение которых является кооперативным и когерентным. В основе процесса С. лежит диссипация. С. предполагает развитие системы, переход ее в качественно новое состояние.

 

56. СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА – тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе.

 

57. СВЕТСКОЕ – «ко свету (миру) в различных значениях относящееся, земное, мирское, суетное; или гражданское» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.–  В 4 т.–  Т. 4.– М.: ТЕРРА, 1994.–  С. 158, ст.2). В контексте принятого в социально-гуманитарной мысли словоупотребления возможны три основные интерпретации понятия С.: С. как контррелигиозное, С. как безрелигиозное и С. как арелигиозное.

 

58. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – «процесс освобождения определенных сфер общества и культуры от господства религиозных институтов и символов» (Berger P.L. The Social Reality of Religion Faber and Faber. 1969. P. 106); «исчезновение непременной религиозной обусловленности символов, на которых строится культура» (Cox H. The secular city. N.Y., 1966. P. 35). С. имеет две стороны: отрицательную –  вытеснение из человеческой жизни и разрушение ее религиозного содержания, и положительную  –  наполнение человеческой жизни автономным, внерелигиозным светским содержанием. В основе С. лежит вытеснение и замещение социального знания, характерного для религиозной культуры, социальным знанием, характерным для светской культуры.

 

59. СИНЕРГЕТИКА – «новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление для выявления общих закономерностей самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах естественного и искусственного происхождения» (Котельников Г.А. Теоретическая и прикладная… С. 154). Предметом С. выступают «механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой (к последним относятся. В частности, все биотические и социальные организмы)» (Митина О.В., Назаретян А.П. Синергетика / Культурология. ХХ век. Словарь.–  СПб., 1997.– С. 423-424).

 

60. СИСТЕМА – «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места» (Краткая философская энциклопедия.–  М.: Прогресс – Энциклопедия, 1994.–   С. 415). Свойствами С. характеризуется достаточно развитая культура, которая может носить универсный или же мультиверсный характер.

 

61. СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР – в самоорганизующейся системе «ее тенденция к самосохранению, физический смысл которой составляет организация и взаимодействие между ее элементами, в соответствии с принципом наименьшего действия или экономии энергии» (Поддубный Н.В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты: Автореф. дис. … докт. филос. наук.– Ростов-н/Д, 2000.– С. 18). В системе социального знания в качестве С.Ф. выступает идеал.

 

62. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – содержание «жизненного мира» конкретного социального субъекта, «мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения» (Шюц. Формирование понятия…  С. 485). С.Р. включает в себя совокупность релевантных для того или иного социального субъекта вещей, отношений и сущностей, данных через посредство социального знания. С.Р. обладает свойством объективности, хотя в ее становлении большую роль играет субъективный фактор («генеральное определение реальности» через социальное знание).

 

63. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ – совокупность социального опыта социального субъекта, кристаллизованного в рациональных (в широком понимании) формах. В контексте нашего исследования С.З. рассматривается как системообразующая субстанция культуры, самоорганизация которой лежит в основе культурной самоорганизации. С.З. характеризуется: максимально широким спектром и объемом: оно включает в себя «все то, что считается «знанием» в обществе» (Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания.– М., 1995.– С. 31), фактически распространяясь на всю сферу более или менее рационализированного социального опыта. В его основе лежит общеупотребительное повседневное знание – «опыт обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракции» (Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.– М., 1994.– С. 485). С.З. представляет собой «фабрику значений» (Бергер, Лукман. Ук. соч. С. 31), т.е. существует в процессе постоянного движения и самоорганизации, в котором знание как результат здесь не дифференцируется от самого познавательного процесса. Для С.З. характерно то, что в качестве «первичного» и главного объекта его отображения выступает социальная реальность – «мир культурных объектов и социальных институтов, в котором все мы родились, внутри которого мы должны найти себе точку опоры и с которым мы должны наладить взаимоотношения» (Шюц. Ук. соч.  С. 485). Наконец, С.З. свойствен синкретический, нерафинированный характер: в контексте знания такого рода «исследование объекта не есть изолированный акт; оно происходит в определенном контексте, на характер которого влияют ценности и коллективно-бессознательные волевые импульсы» (Манхейм К. Диагноз нашего времени.– М., 1994.– С. 10).

 

64. СОЦИАЛЬНОЕ СООТНОШЕНИЕ СИЛ – характеристика взаимодействующих культур, означающая степень представительности социальных субъектов взаимодействующих культур в глазах друг друга, их способность к лоббированию «интересов» своей культуры в социуме.

 

65. СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ – относящийся к социальному знанию.

 

66. СОЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ – общество либо его часть, функционально связанная с определенным социальным действием, деятельностью, поведением и т.д. В контексте нашего исследования С.С-ом выступает индивидуально-личностный или коллективный носитель определенной культуры, которая, в свою очередь, репрезентирует его «жизненный мир» (см.: репрезентативная культура, социальное знание).

 

67. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ – теоретико-социологическая традиция, связанная с именами А. Шютца, П.А. Сорокина, К. Манхейма, П. Бергера и Т. Лукмана и ряда других исследователей. В основе концепций С.З. «лежит представление о социальной зависимости, механизмах и функциях знания, исследуемых с применением социологических методов» (Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю.Н. и др.– М., 1990.– С. 107). Исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направленность.

 

68. СРЕДА – внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации.

 

69. СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ – характеристика соотношения религиозной и светской культур на уровне социального знания. Структурная асимметрия состоит в моноцентрическом, «пирамидальном» строении типичной религиозной культуры и полицентрическом строении типичной светской культуры. Содержательная асимметрия заключается в двухуровневости религиозной культуры, включающей знание о священном сверхъестественном и мирском идеально-чувственном, и одноуровневости светской культуры, предполагающей только идеально-чувственный социально-когнитивный пласт.

 

70. ТЕСНОТА КОНТАКТА – характеристика межкультурного взаимодействия, определяемая частотой непосредственного или опосредованного (через литературу, искусство, образование и другие «кристаллизации» культурного содержания) общения социальных субъектов – носителей взаимодействующих культур.

 

71. УНИВЕРСУМ КОГНИТИВНЫЙ – максимально интегрированная система знания социального, охватывающая весь «жизненный мир» субъекта. Одна из двух основных разновидностей социально-когнитивной системы, характеризующаяся моноцентризмом, строгой «пирамидальной» иерархией смысловых значений и устойчивостью связей между ними. Противоположен мультиверсуму когнитивному (см.).

 

72. УПОРЯДОЧЕННОСТЬ – характеристика структуры, обозначающая степень взаимной согласованности ее элементов. Применительно к социально-когнитивной системе характеристике У. соответствует высокая степень структурированности знания в контексте конкретно-исторической системы рациональности.

 

73. УСТАНОВКА НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ субъективнаяхарактеристика культуры в контексте ситуации межкультурного взаимодействия; обозначает доминирующую предрасположенность культурной системы к определенному типу взаимодействия с другой культурной системой, выступающей в качестве ее контрагента. У.В. складывается под влиянием преобладающих в среде социального субъекта культуры идеологических течений и социальных настроений.

 

74. ФУНДАМЕНТАЛИЗМ – социально-психологический и идеологический феномен, ... В пределе фундаменталистская установка сознания предполагает перенос сакрального отношения с идеального содержания культуры на сами ее формы, которые, т.о., становятся фактическими объектами почитания и поклонения. Вследствие этого фундаменталистская установка в сознании и психологии людей абсолютизирует определенные социально-культурные установления. В свете диалогической концепции культуры, Ф. возникает из определенной установки на взаимодействие с другой культурой, характеризующейся интенцией закрытости, и в этой связи от тесно связан с культурным тоталитаризмом и «культурным шовинизмом». Религиозный Ф. характеризуют следующие моменты: буквальное восприятие религиозного учения и текстов священных книг; отвержение всякой возможности аллегорического истолкования Священного Писания; провозглашение неизменности догматики; требование строгого исполнения всех религиозных предписаний (Учебное пособие и словарь-минимум по религиоведению / под ред. И.Н. Яблокова.–  М., 1998.– С. 508). Некоторые авторы ставят вопрос и о светском (антирелигиозном) Ф. Последний правомерно трактовать как отторжение религии, связанное с абсолютизацией тех ил иных принципов и норм светской культуры. В зависимости от конкретно-исторической формы последней, светский Ф. может проявляться в отрицании принципа сверхъестественного (например, «воинствующий атеизм») или же в отрицании принципа священного (сакрального) вообще («воинствующий либерализм»).

 

75. ЦЕННОСТЬ устойчивый социально-когнитивный паттерн для иерархического соотнесения различных реалий по принципу их субъективной предпочтительности, «критерий или стандарт для выбора из альтернатив ориентации, внутренне присущих определенной ситуации» (Т. Парсонс. Цит. по: Миллс Ч.Р. Социологическое воображение.– М., 1998.– С. 147). Ц. «связана с понятием идеала; более того, она является результатом реализации некоторого идеала… в основе системы ценностей, составляющей данную культуру, лежит идеал» (Бранский В.П. Искусство и философия.– Калининград, 2000.– С. 242-243).

 

76. ЧУВСТВЕННАЯ (СЕНСИТИВНАЯ)  КУЛЬТУРА – одно из ключевых понятий социально-культурной динамики П.А. Сорокина, обозначающее культурную систему, для «истинная реальность и смысл ее сенсорны» (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.–  М., 1994.– С. 563). Ч.К. фактически является синонимом светской культуры, выросшей до масштабов социально-культурной суперсистемы. Является основой жизнедеятельности общества современного (модернистско-постмодернистского) типа.

 

77. ЭЗОТЕРИЗМ – 1) Традиция тайных знаний, передаваемых через личное ученичество узкому кругу последователей; 2) Замкнутость, «непрозрачность» системы социального знания, обусловленная различными социальными и культурными факторами.

 

  1. ЯДРО СИСТЕМЫ – высший уровень в иерархии элементов системы. «Во-первых, в его организации, структуре отражена вся история развития системы, во вторых, ядро определяет взаимодействие всех остальных частей системы и взаимодействие  с внешней средой» (Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем.–  Ростов-н/Д – Белгород, 1999.–  С. 108). Ядерные силы взаимодействия в системе являются наиболее мощными. В универсуме когнитивном в качестве Я.С. выступает сакральное отношение, обычно выраженное в форме сакральной идеологической концепции. В мультиверсуме когнитивном Я.С. имеет диффузный и релятивный характер.

Назад

 

 

Hosted by uCoz